На юге Индии в штате Тамилнад лежит город Тируваннамалай. Первые исторические документы, свидетельствующие о существовании индийского поселения датируются 7 столетием
Город лежит у подножья горы Аруначала, название которой в переводе звучит как «Красная священная гора». По индуистским поверьям, даже кратковременное нахождение у возвышенности освобождает человека от страданий.
НАЧНЕМ С ТОГО, ЧТО ГОРУ АРУНАЧАЛА ПРИНЯТО СЧИТАТЬ ШИВОЙ В САМОМ БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. ЭТА ГОРА — НЕ ПРОСТО ГОРА, А ВОПЛОЩЕНИЕ ШИВЫ. ГЕОЛОГИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТА ГОРА — СТАРШЕ, ЧЕМ ГИМАЛАИ. ОНА СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ СВЯТЫХ МЕСТ ИНДИИ.
В Древних текстах есть легенда о происхождении этой горы. Однажды Вишну и Брама стали спорить, кто из них более великий. Их ссора привела к хаосу на земле, поэтому Боги обратились к Шиве и умоляли его уладить спор. Тогда Шива проявил себя в форме столба света, из которого раздался голос: «Тот, кто достигнет верхнего или нижнего конца этого столба, и есть самый великий». Вишну превратился в вепря и стал копать землю, чтобы отыскать основание, а Брама превратился в лебедя и взмыл ввысь, чтобы найти верхний край. Вишну не смог достичь нижнего края столба, но «увидев в себе Высочайший Свет, пребывающий в сердце каждого, он погрузился в медитацию и потерял ощущение физического тела, не осознавая себя – того, который искал». Брама заметил падающий цветок и, решив выиграть с помощью обмана, вернулся с ним и объявил, что сорвал его на вершине. Вишну признал поражение и обратился к Господу с хвалой и молитвой: «Ты – Самоосознание. Ты – ОМ. Ты – начало, середина и конец всего. Ты – всё и освещаешь всё». Он был провозглашён великим, а Брама был разоблачён, и ему пришлось признать свою вину. В этой легенде Вишну олицетворяет интеллект, а Брама – эго, в то время как Шива – это Атман, дух. Легенда дальше гласит, что поскольку лингам из света был слишком ослепительным, чтобы смотреть на него, Шива вместо этого проявил себя горой Аруначала и провозгласил: «Как луна отражает свет солнца, так другие святые места будут отражать святость Аруначалы. Это единственное место, где я принял форму для блага тех, кто желает поклоняться мне и обрести просветление. Подняться на гору нужно обязательно, чтобы ощутить свободу на пике у стоп Шивы. Несмотря на то, что подъем может занять несколько часов, в зависимости от подготовки, ощущения на верху того стоят. Более того, там можно остаться на ночь. Эта гора живая, прекрасное место для молитвы.
Храм Аруначалешвар
ДРЕВНИЙ ХРАМ АРУНАЧЕШВАР, СТОЯЩИЙ У ПОДНОЖЬЯ АРУНАЧАЛА — НЕ ПРОСТО ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ И МИСТИЧЕСКИХ ХРАМОВ ИНДИИ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ДОМОМ АРУНАЧЕШВАР-ЛИНГАМА ШИВЫ, ВОПЛОЩЕННОГО В ЛИНГАМЕ ОГНЯ.
Его прямоугольный вид с расположенными по сторонам четырьмя высокими 60-метровыми надвратными башнями-гопурамами, украшенными необыкновенно богатой скульптурой нельзя не заметить издалека. Храм считается одним из самых высоких в стране и никто не знает, сколько ему веков. В храме есть следы письменности на стенах, датируемые X веком, но, в основном, многие из скульптур не оригинальные. Ритуалы и церемонии в храме проходят от восхода до ночи.
В ТИРУВАННАМАЕ НАХОДИТСЯ АШРАМ РАМАНА МАХАРШИ, ЛЮБИМОГО ВСЕЙ ИНДИЕЙ КРОТКОГО И МОЛЧАЛИВОГО СВЯТОГО. ПРОЖИВШЕГО ОКОЛО 50 ЛЕТ У ПОДНОЖИЯ ГОРЫ АРУНАЧАЛА.
Его просветление случилось, когда Рамана Махарша было 16 лет, он ушел из дома и стал жить при храме. Большую часть времени находился в состоянии такого отрешения от тела, что знать не знал — где он и что с ним. Если бы не люди, заметившие юного аскета и начавшие заботиться о нем, он мог бы совсем сгинуть.
Сам он никогда и ничего не просил, просто молчал, несмотря на то, что обета молчания не принимал. Через какое- то время он удалился в пещеру на горе Аруначала, где и провел остаток своей жизни.
К нему стал приходить люди, чтобы побыть в его ауре, которая излучала покой. Появились ученики, вокруг него вырос ашрам, из которого и распространялось учение, что естественное, первоначальное состояние человека — освобождение, которое он может обрести путём самоисследования (атма-вичара) через поиск ответов и переживаний на вопрос «Кто я?».
Следуя учению Махарши и вопрошая «Кто же это „я“?», искатель исследует происхождение, природу и источник самого себя, самоощущения «я». Он обнаруживает, что «я», которое, по общему мнению, проводит все эти практики, является не существующим, а только видимостью. В итоге он обнаруживает свою подлинную природу — что единственной Реальностью является высшее Я, абсолютное спокойствие, неомрачённое волнением; Единое-без-второго, чья природа есть сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство).
Ашрам Шри Рамана Махарши
ОН ГОВОРИЛ: «ВАШ ДОЛГ — БЫТЬ, А НЕ БЫТЬ ЭТИМ ИЛИ ТЕМ. «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» ЗАКЛЮЧАЕТ ВСЮ ИСТИНУ, А МЕТОД ПРАКТИКИ СУММИРУЕТСЯ ДВУМЯ СЛОВАМИ: «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ».
И что означает Тишина? Она означает «Уничтожьте себя», ибо любое имя и форма являются причиной волнения. «Я есмь Я» — Атман, ваша истинная природа. «Я есть это или то» — эго, ваша иллюзорная природа. Когда Я сохраняется только как Я, это и есть Атман. Когда оно внезапно отклоняется от себя и говорит — «Я — это и то» — это уже эго.» Но его молчание успокаивало сознание приходивших к нему; и когда учеников вокруг него стало много и — ради них — Шри Рамана снова начал иногда прибегать к словам, учение в словах он давал только тем, кто не понимал его молчания.
Шри Рамана называл гору Аруначала «духовным сердцем мира» и говорил, что «в конце концов, каждый человек должен прийти на Аруначалу». Ашрам Рамана Махарши работает ежедневно, на его территории есть храм, книжный магазин, блоки для проживания, столовая. Вход туда свободный. В ашраме есть свой выход к горе.
Мы каждый проходит проходим удивительный маршрут по южной Индии «Духовные сокровища юга». Посещаем много Святых мест. В том числе и ашрам Шри Раманы, Аруначалу и храм Шивы Аруначалешвар.